Единственный ребенок – привилегированный ребенок? Многие убеждены, что да. Но так ли это? По причине того, что у него нет ни братьев, ни сестер, единственный ребенок в своей будущей жизни может столкнуться с особыми проблемами.
Поскольку быть единственной любовью своих родителей – вещь далеко не безболезненная, растить ребенка, не имеющего братьев и сестер, надо особенно внимательно.
Несвергнутый император
Единственный ребенок ни с кем не обязан делить свою драгоценную собственность, - которой является безграничная любовь родителей.
Его не свергнет с трона родившийся позже преемник, - который претендует в равной (если не в большей!) степени на всё, что так щедро отдается ему, «единственному и неповторимому».
Ему не надо, как самому младшему, отчаянно сражаться за свое место среди старших братьев и сестер. Он не должен переносить гнев и душевную боль, маневрировать и идти на компромиссы с самим собой – для того, чтобы они стали уважать его и считаться с ним.
Нет! Ничего подобного единственному ребенку не грозит – и это, бесспорно, является преимуществом, которое никто не оспаривает.
Многие родители хватаются за голову, когда любопытный малыш бесконечно задает вопросы. Где найти ответы для почемучки, которые будут интересны и понятны ребенку? На помощь приходит Интернет, где всегда можно найти сайт для родителей, на котором есть масса необходимой информации. Сайт для молодых родителей – это неоценимая помощь в воспитании малыша.
Кто боится – я или мой ребенок?
Одна мама рассказывает: «Я так ужасно провела свою школьную жизнь, что безумно боялась за свою дочь, когда она пошла в школу. Мне казалось, что другие дети будут обязательно задевать её и издеваться над ней.
Дочка, и в самом деле, с самого начала стала бояться ходить в школу, - хотя причин на то не было. Каждое утро она плакала и жаловалась, что у нее сильно болит живот. Я тоже, по малейшему поводу, старалась оставить дочку дома.
Обсуждая вопрос с другими родителями, я поняла, что весь этот страх связан с моим школьным опытом, и не имеет никакой связи с моим ребенком. Когда мне удалось – с большими трудностями, признаюсь, - немного расслабиться, ситуация с дочкой сразу изменилась, и она стала ходить в школу с радостью».
Родители, которые растят единственного ребенка, должны ясно разбираться в своих собственных чувствах, гасить в себе чрезмерное беспокойство, и, прежде всего, задать самим себе вопрос: «Этот страх и переживания, в самом деле касаются моего ребенка, или являются моей личной темой?»
Чрезмерная забота
Очень часто, кроме родителей, единственного ребенка окружают многочисленные родственники - дедушки и бабушки, тети и дяди. Находясь в эпицентре их внимания, ребенок задушен чрезмерной заботой.
Взрослые не хотят видеть ребенка грустным, разочарованным, обиженным, отторгнутым, - и делают все возможное, чтобы уберечь его от подобных чувств. Однако такой стеклянный колпак приносит ребенку только вред, поскольку лишает его эмоциональной закалки и важного опыта.
Шаткое чувство всемогущества
Полное самоотверженное растворение всей семьи в его интересах и в его жизни, дает единственному ребенку – безусловно! – чувство защиты, но, одновременно, и чувство всемогущества.
Такой ребенок, являясь «героем» или «героиней» в кругу заботливого семейного круга, довольно часто боится каких- либо испытаний вне его, - из страха вызвать недоверие или неприятие.
Этот страх увеличивают завышенные требования, а иногда – страдающие манией величия фантазии родителей. Для них единственный ребенок является и единственным приемником, - на спину которого они взваливают все подавленные и невыполненные желания своего собственного детства.
Если подобное ожидание совершенства со стороны родителей сочетается с их чрезмерной заботливостью, - ребенок столкнется в своей взрослой жизни со многими социальными и моральными проблемами.
Что необходимо единственному ребенку?
Каким бы трудным это не казалось для родителей, но относительно раннее (не позже возраста 3-4 лет) вливание ребенка в группу других малышей - ясель или детского сада, лучше всего помогут эмоциональному развитию ребенка и его социальной общительности.
Необходимо поощрять, чтобы ребенок был окружен своими сверстниками – друзьями, соучениками, братьями или сестрами. Естественно, надо принимать во внимание и характер самого ребенка. Невозможно силой заставить замкнутого по природе ребенка стать чрезмерно общительным и подвижным. Но достаточно позаботиться о том, чтобы он не находился постоянно в изоляции и не замыкался еще больше в себе.
И, пожалуй, самым важным является открытость самих родителей внешнему миру.