Школьная форма как нерадивый ученик без сменной обуви: ее то пускают в школу, то отправляют домой, чтобы потом вызвать во всей красе за непосещаемость. Так, на очередном витке истории нашей страны (а если быть точным: 1 сентября 2013 года) форма вновь вернулась вместе с новым законом "Об образовании в РФ".
Законодательно, "если иное не установлено федеральным законом или законодательством субъектов РФ", школы лишь получили право самостоятельно устанавливать требования к одежде учеников. Фактически же введние школьной формы получило повсеместно просто необъяснимое рвение.
Что такое «хорошо»?
В качестве основных плюсов школьной формы традиционно называют:
«школьника будет видно» или формирование идентичности;
удобство и эстетичность в повседневной жизни;
устранение материального неравенства среди учащихся;
внутреннее самодисциплинирование человека в деловой одежде.
И если с первым пунктом все довольно бесспорно, то с последующими несколько сложнее. Неспроста любой из противников нововведения (или, если угодно, очередного «триумфального возвращения») скажет…
А что такое «плохо»?
требование ношения формы само по себе насилие над личностью;
бедные семьи могут финансово не потянуть формы (особенно учитывая, что на данный момент по закону может быть зарегламентировано целых три вида формы: повседневная, парадная и спортивная);
никогда еще форма не способствовала формированию собственного вкуса;
школьная форма – неоднократно повторившийся и, что гораздо важнее, провалившийся эксперимент.
Come back to USSR
Если все-таки школьная форма – это хорошо забытое старое, то давайте все-таки вспомним, как же это было…
А действительно ли форма была одна на всех? Или может быть у детей партийной номенклатуры она все-таки куплена не в магазине, а сделана на заказ и отнюдь не из ткани для массового пошива? Был ли у таких детей один комплект формы, пока кто-то по нескольку лет донашивал форму старших братьев, сестер, детей знакомых родителей?
Действительно форма была для всех и на всех. Вот только, если она оказывала столь положительное воздействие на образ мыслей, дисциплину, самоконтроль, то откуда тогда брались двоечнки, второгодники, хулиганы, носившие… Чтобы Вы думали? Правильно! Ту же самую форму…
Comeback to school
Порой кажется, что в процессе всех «баталий» об «униформе», мы забыли о тех, кому предстоит ее носить. Вернуться в реальность как никогда просто и безболезненно.
Снова сходите в школу…
Только не в парадную «первосентябрьскую» и не в ту, в которую Вы ходите на родительские собрания. А в обычную, будничную школу от звонка одного урока до звонка следующего.
Посмотрите, что дети делают на переменах и подумайте, на сколько ребенку хватит формы, как часто ее придется стирать и т.п.
Так ли уж дисциплинирует грязный белый воротничок блузки или рубашки?
Почему обязательно «грязный»? А я и сам не знаю почему. Вот я взрослый человек, восемь часов сижу в офисе, «на ушах» каждые 45 минут (читайте «каждую перемену») не хожу, и при всем при этом белой, по-настоящему белой, рубашки мне хватает на один день…
Немного статистики
3 502 рубля в среднем готовы потратить родители на приобретение школьной формы для ребенка, согласно всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного в конце августа. Трудно сказать, какого качества одежду люди смогут купить за эти деньги своему чаду на целый учебный год.
Гораздо однозначней соцопросов в своих твитах, объединенных говорящим хэштегом #IhateSchoolBecause, сами школьники…
Демократия в действии
Итак, прошлое расплывчато, настоящее туманно…
Если, в первую очередь, форма для учеников, а не наоборот, тогда почему бы не предоставить выбор самим детям?
Все так хотят демократизировать и организовать их юное сообщество. Возможно, лучшим примером демократической организации, а не подавления личности (на что, так упирают оппоненты введения формы), стала бы возможность поиска альтернатив самими детьми с их родителями.
Только пусть в результате, как на демократических выборах, будет анонимное общее решение большинства, а не круга избранных, кем бы он ни был: педсоветом, законодательным собранием или кем-либо другим...
Вопрос посетителя:
В последнее время много говорят о школьной форме. Некоторым детям и родителям, к которым я отношу себя,нравится удобная школьная форма. Она дисциплинирует, делает детей аккуратнее. Но зато многие родители считают, что форма делает людей одинаковыми и не допускает никакой креативности. А Вашим детям нравится ходить в школу в форме?