Кто из нас не совал их официанту, таксисту, парикмахеру... Не знаю, как вы, а я всякий раз испытывал мучительную неловкость. И, наверное, зря. Давайте рассудим, кому и за что мы платим чаевые. Прежде всего тем, кто нас обслуживает. Кстати в нашей стране сервис раньше всегда считался чем-то второстепенным. Мол, волосы стричь — это вам совсем не то, что ракеты делать!
Потому-то мы так дурно стрижены и так хорошо вооружены. Цифры это подтверждают: в Америке 70 процентов трудоспособного населения занято в сервисе и только тридцать — в материальном производстве, у нас — картина прямо противоположная.
Низкому престижу сферы обслуживания вполне соответствовала низкая оплата труда. Говорят, когда Семашко предложил Сталину увеличить зарплату медикам, тот заметил: «Хорошего врача народ прокормит, а плохому и этого мало». Видимо, подразумевая, что народ прокормит также хорошего сапожника, портного. И прав был отец народов!
Ведь не абы кому мы суем мятые купюры, а только хорошему мастеру: парикмахеру, который сделал ту самую стрижку из модного журнала; сапожнику, который вернул к жизни разбитые туфли; сантехнику, который привел в порядок запущенные краны. Этим людям, скажете вы, платят зарплату. Но, во-первых, она крайне мала, а во-вторых, не учитывает квалификацию специалиста. Только не вспоминайте про разряды у рабочих, их присвоение мало связано с реальным мастерством!
И еще один момент. Если бы нас устраивала стрижка «под горшок», мы не стали бы искать хорошего парикмахера. Значит, не только мастеру нужен клиент. Настолько же и нам требуются хорошие прически, туфли, костюмы. Мы нужны друг другу!
Без наших чаевых у хорошего мастера нет стимула нормально работать. Зачем стараться, если получишь так же, как бездарь... Вот и получается, что мы, будучи совершенно дремучими в экономике, уже давно усвоили рыночные отношения, только — нелегально.
Так что не осуждайте чаевые, этот своеобразный двигатель прогресса. Встретивши высококлассного специалиста, не стесняйтесь сказать ему, что оценили квалификацию и готовы платить за это деньги или предложить ответные услуги. Всякий мастер знает себе цену и поймет вас правильно. И отбросьте подальше традиционные наши лозунги о том, что люди счастливы обслуживать почти бесплатно.
Только вот тут какое всплывает щепетильное обстоятельство. Под встречными услугами часто понимается приснопамятный «пузырь». Да, он может расположить к вам мастера. Но все-таки постарайтесь не идти таким легким и хорошо испытанным в нашем Отечестве путем. Дайте человеку возможность стать кормильцем семьи, а не бытовым пьяницей. Да и о собственном долговременном интересе подумайте: как бы не увидеть однажды у ценимого вами мастера дрожащих рук...